Информатика в школе


Видео курсы для чайников фотошоп, joomla, wordpress, php, css 
  Главная  ●  Карта сайта
 
 

Арифметические и логические операции в языке Си. Системы счисления.

Михаил Медведев

[назад]

 

1. Арифметические и логические операции в языке Си.

1.1. Арифметические операции.

1.2. Логические операции.

1.3. Условный оператор и логические операции.

2. Системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

3. Задачи.

https://www.topcoder.com/tc: SRM 195 (Rounder), SRM 325 (SalaryCalculator).

 

 

 

1. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

 

1.1. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

 

Основными арифметическими операциями являются: сложение (‘+’), вычитание (‘-‘), умножение (‘*’) и деление (‘/’). Порядок выполнения операций в выражении соответствует их приоритету. Операции с одинаковым приоритетом в выражении выполняются слева направо.

Операция деления (‘/’) выполняется согласно типу ее операндов. Если оба операнда являются целыми числами, то деление будет целочисленным. Если один из операндов является вещественным, то и результат будет вещественным. Например, пусть переменная x имеет целочисленный тип, а y действительный тип. Следующая таблица демонстрирует результаты деления для различных операндов:

 

операция

результат

x = 7 / 3;

x = 2

y = 7 / 3;

y = 2.000000

y = 7.0 / 3;

y = 2.333333

y = (double)7 / 3;

y = 2.333333

 

Рассмотрим второй пример. При выполнении операции присваивания значения выражения переменной, сначала вычисляется значение выражения, а потом оно присваивается переменной. Поскольку операнды во втором примере являются целыми, то результатом деления 7 / 3 будет 2. Потом целочисленное значение 2 преобразовывается в действительное значение 2.000000 и присваивается действительной переменной y.

В четвертом примере перед выполнением операции деления происходит преобразование типа делимого из целого в вещественный. Поэтому деление будет производиться без потери точности.

 

Пример 1.1.1. Найти среднее арифметическое двух целых чисел a и b.

Результатом вычисления выражения (a + b) / 2 может быть действительное число. Поэтому деление должно выполняться с сохранением точности. А для этого один из операндов необходимо преобразовать в действительный тип. Например, результат можно вычислить так: res = (a + b) / 2.0. Программа имеет вид:

 

#include <stdio.h>

int a,b;

double res;

void main(void)

{

  scanf("%d %d",&a,&b);

  res = (a + b) / 2.0;

  printf("%lf\n",res);

}

 

Операция вычисления остатка в Си обозначается символом ‘%’. При этом остаток при делении отрицательного числа на положительное является отрицательным (хотя математически остаток при делении на число n должен лежать в промежутке от 0 до  n – 1 включительно).

 

Операция

результат

x = 6 % 3

x = 0

x = 8 % 3

x = 2

x = -6 % 3

x = 0

x = -8 % 3

x = -2

 

В языке Си при выполнении операций возможны синтаксические сокращения. Например, вместо i = i + 1 можно писать i++. Если <op> – некоторая бинарная операция, то вместо i = i <op>a можно писать i <op>= a.  Примеры сокращений приведены ниже в таблице:

 

операция

сокращение

i = i + 1

i ++

i = i – 1

i --

i = i + a

i += a

i = i % a

i %= a

 

Упражнение 1.1.1. Имеются одинаковые коробки, каждая из которых вмещает m шаров. Сколько коробок требуется для упаковки n шаров?

 

Упражнение 1.1.2. Рассмотрим условие предыдущей задачи. Сколько коробок будут полностью заполнены, если всего имеется n шаров, а каждая коробка вмещает m шаров?

 

Упражнение 1.1.3. Пусть n – трехзначное число. Присвоить переменным a, b, c соответственно количество сотен, десятков и единиц числа n.

 

1.2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

 

Среди логических операций следует выделить операции ‘и’ (‘and’), ‘или’ (‘or‘), отрицание ‘не’ (‘not’) и сложение по модулю 2 (‘xor’). В языке Си логические операции обозначаются следующим образом:

 

операция

Обозначение в Си

x and y

x && y

x or y

x || y

not x

!x

x xor y

x ^ y

 

Таблицы истинности логических операций приведены в следующих таблицах:

 

x

y

x and y

 

x

y

x or y

 

x

not x

 

x

y

x xor y

0

0

0

 

0

0

0

 

0

1

 

0

0

0

0

1

0

 

0

1

1

 

1

0

 

0

1

1

1

0

0

 

1

0

1

 

 

 

 

1

0

1

1

1

1

 

1

1

1

 

 

 

 

1

1

0

 

Следует отметить также логическую операцию сравнения, обозначаемую в Си двумя знаками равенства. При этом выражение (x == y) эквивалентно  !(x xor y). Операция называется операцией “сложение по модулю 2”, потому что x xor y = (x + y) mod 2. Логические операции подчиняются правилу Де-Моргана:

not (x and y) = (not x) or (not y)

или то же самое

!(x && y) = !x || !y

 

Упражнение 1.2.1. Составить таблицу истинности следющих функций:

1. Равенства: x = y;

2. Импликации: x É y = (not x) or y

 

 

1.3. УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР И ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

 

Используя логические операции, можно строить условные выражения. Например, реализуем на языке Си следующие задачи, в которых требуется написать выражения для условного оператора.

 

Пример 1.3.1. Проверить, лежит ли значение переменной x в интервале (1; 5):

if ((x > 1) && (x < 5)) ...

Пример 1.3.2. Проверить, лежит ли значение переменной x вне интервала (1; 5):

if ((x <= 1) || (x >= 5)) ...

 

В языке Си нет булевого типа. Если значение переменной равно 0, то ее значение считается равным ‘ложь’ (иначе ‘истина’). Так, например, вместо выражения

if (x == 0) ...

можно писать

if (!x) ...

Выражение !x будет истинным, когда x будет ложным. А это возможно лишь в случае, когда x равно нулю.

 

Пример 1.3.3. Записать условие того, что обе переменные x и y имеют значение 0:

if ((x == 0) && (y == 0)) ...

или то же самое

if (!x && !y) ...

 

Упражнение 1.3.1. Записать условие того, что переменная х принимает одно из значений множества S = {1, 3, 6}.

 

Истинное выражение считается равным 1, ложное выражение считается равным нулю.

 

Пример 1.3.4. Присвоим целочисленным переменным значения логических выражений и выведем их.

 

#include <stdio.h>

int i;

void main(void)

{

  i = (3 > 4);

  printf("%d\n",i);            // 0

  i = (3 < 4);

  printf("%d\n",i);            // 1

}

 

Пусть f(x) и g(x) – некоторые функции, p(x) – предикат. Расмотрим функцию:

Функцию y(x) можно реализовать без использования структуры ifelse … .  Учитывая значения логических выражений, можно записать:

y(x) = f(x) * p(x) + g(x) * (1 – p(x))

Записи 1 – p(x) и !p(x) эквивалентны.

 

Пример 1.3.5. Вычислить значение функции:

y(x) =

#include <stdio.h>

double x,y;

void main(void)

{

  scanf("%lf",&x);

  y = (x + 1)*(x >= 0) + (x * x)*(x < 0);

  printf("%lf\n",y);

}

 

Пример 1.3.6. Вычислить значение функции знака числа:

sgn(x) =

Запишем функцию в виде:

sgn(x) = 1 * (x > 0) + 0 * (x = 0) + (-1) * (x < 0) = (x > 0) – (x < 0)

 

#include <stdio.h>

int x,y;

void main(void)

{

  scanf("%d",&x);

  y = (x > 0) - (x < 0);

  printf("%d\n",y);

}

 

 

2. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

 

В повседневной жизни мы пользуемся десятичной системой счисления, которая имеет 10 цифр: 0, 1, …, 8, 9. Каждое натуральное число n =  можно представить в виде

n = an * 10n + an-1 * 10n-1 + … + a1 * 10 + a0

Например, 123 = 1 * 102 + 2 * 101 + 3 * 100.

 

В двоичной системе счисления пользуются лишь двумя цифрами: 0 и 1. В восьмеричной – цифрами от 0 до 7, а в шестнадцатеричной – цифрами от 0 до 9 и буквами от ‘A’ до ‘F’, которые соответствуют числам от 10 до 15. В следующей таблице показаны записи чисел от 1 до 16 в разных системах счисления:

 

десятичная

двоичная

восьмеричная

шестнадцатеричная

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

 

Если b – основание системы счисления, то числу n, имеющему в ней запись , в десятичной системе соответствует число

n = an * bn + an-1 * bn-1 + … + a1 * b + a0

Примеры перевода чисел из разных систем счисления в десятичную:

1. 1111 из двоичной: 11112 = 1 * 23 + 1 * 22 + 1 * 21 + 1 = 1510

2. 16 из восьмеричной: 168 = 1 * 81 + 6 = 1410

3. FF из шестнадцатеричной: FF16 = 15 * 161 + 15 = 25510

 

Для перевода из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную, …) пользуются делением в столбик. При делении числа n на 2 под числом n записываем остаток от деления n на 2, под двойкой – частное. Процесс деления оканчиваем, когда частное станет равным 1. Далее следует записать последнее частное (единицу) и все остатки от деления в обратном порядке. Например, найдем двоичное представление числа 20:

20

2

 

 

 

0

10

2

 

 

 

0

5

2

 

 

 

1

2

2

 

 

 

0

1

Записав остатки в обратном порядке, получим: 2010 = 101002.

 

Найдем шестнадцатеричное представление числа 511:

511

16

 

15 = F

31

16

 

15 = F

1

Из таблицы получим: 51110 = 1FF16.

 

При умножении на 10 в десятичной системе счисления к числу приписывается справа 0. Например, 71 * 10 = 710. Аналогично при умножении на b числа n в b - значной системе счисления к числу n приписывается справа 0. Например:

5 * 2 = 10, в двоичной системе счисления: 1012 * 210 = 10102;

255 * 162 = 65280, в шестнадцатеричной системе счисления: FF16 * 1610 * 1610 = FF0016;

 

Упражнение 2.1. Найти двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное представление десятичного числа 31.

 

Упражнение 2.2. Найти двоичное представление следующих чисел:

а) 22 + 24           б) 26 – 1          в) 3 * 82

 

 

3. ЗАДАЧИ

 

При сдаче задач на Топкодере следует писать функцию – метод класса. Например, рассмотрим две достаточно простые задачи с объяснениями и реализацией.

 

Матч 195, Округление (Rounder)

Дивизион 2, Уровень 1

 

Для заданного числа n найти ближайшее целое, которое делится на b. Если таких чисел несколько, то найти наибольшее.

 

Класс: Rounder

Метод: int round(int n, int b)

Ограничения: 1 £ n £ 106, 2 £ b £ 500.

 

Вход. Два числа n и b.

 

Выход. Ближайшее целое к n, которое делится на b. Если n находится строго посредине двух чисел, делящихся на b, то вернуть наибольшее.

 

Пример входа

n

b

5

10

4

10

100

3

49

7

 

Пример выхода

10

0

99

49

 

РЕШЕНИЕ

Ближайшим к n целым, делящимся на b, будет число  . Если n находится строго посредине двух чисел, делящихся на b, это значение будет наибольшим среди них. В языке Си выражение примет вид: (n + b / 2) / b * b.

Класс Rounder и метод round имеют следующий вид:

 

#include <stdio.h>

class Rounder{

public:

  int round(int n, int b)

  {

    return ((n + (b / 2)) / b) * b;

  }

};

 

Заметим, что после объявления класса следует ставить точку с запятой. Методом называется функция, объявленная в классе. Функцию следует объявить публичной (public) для того чтобы ее можно было вызывать извне. Именно в таком виде следует сдавать задачу на Топкодере.

Для тестирования метода следует написать функцию main. Она должна содержать создание экземпляра класса, вызов метода с конкретными входными данными и вывод результата. Для задачи Rounder функция main имеет вид:

 

void main(void)

{

  Rounder s;

  int res = s.round(123456,7);

  printf("%d\n",res);

}

 

Матч 325, Калькулятор зарплаты (SalaryCalculator)

Дивизион 2, Уровень 1

 

Работая в компании, за первые 200 часов работник получает зарплату в размере p1 долларов в час каждый месяц. За остальные часы до конца месяца ставка работника составляет p2 долларов в час. Вычислить, какое наименьшее количество часов должен работать работник в месяц, чтобы получить суммарную зарплату в salary долларов.

 

Класс: SalaryCalculator

Метод: double calcHours(int p1, int p2, int salary)

Ограничения: 1 £ p1, p2 £ 100, 1 £ salary £ 106.

 

Вход. Ежемесячная зарплата работника в час за первые 200 часов и за последующие часы.

 

Выход. Наименьшее количество часов должен работать работник в месяц, чтобы получить суммарную зарплату в salary долларов.

 

Пример входа

p1

p2

salary

10

15

1000

10

15

3000

82

8

12140

 

Пример выхода

100.0

266.6666666666667

148.0487804878049

 

РЕШЕНИЕ

 

За 200 часов работник получит t = p1 * 200 долларов. Если эта сумма больше salary, то достаточно работать salary / p1 часов. Иначе следует отработать 200 часов с зарплатой p1 долларов в час, а остальное время с зарплатой p2 долларов в час. При этом количество часов, когда зарплата будет составлять p2 долларов в час, равна (salaryt) / p2.

 

#include <stdio.h>

class SalaryCalculator{

public:

  double calcHours(int p1, int p2, int salary)

  {

    int t = p1 * 200;

    if (t >= salary) return 1.0*salary / p1;

    return 200 + 1.0*(salary - t) / p2;

  }

};

 

Для тестирования функции calcHours следует написать функцию main. Напомним, что при сдаче задачи на Топкодере функцию main приводить не следует (следует сдавать только код класса).

 

void main(void)

{

  SalaryCalculator s;

  double res = s.calcHours(82,8,12140);

  printf("%lf\n",res);

}

 

 

УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ

 

Упражнение 1.1.1. Ответом будет значение выражения , которое на языке Си можно записать в виде (m + n – 1) / n.

 

Упражнение 1.1.2. Ответом будет значение выражения , которое на языке Си можно записать в виде m / n.

 

Упражнение 1.1.3. Следует выполнить следующие операции:

a = n / 100; b = n / 10 % 10; c = n % 10;

 

Упражнение 1.2.1. Таблицы истинности равенства и импликации имеют вид:

 

x

y

x = y

 

x

y

x É y

0

0

1

 

0

0

1

0

1

0

 

0

1

1

1

0

0

 

1

0

0

1

1

1

 

1

1

1

 

Упражнение 1.3.1. Выражение имеет вид:

if ((x == 1) || (x == 3) || (x == 6)) . . .

 

Упражнение 2.1. 3110 = 111112, 3110 = 378, 3110 = 1F16.

 

Упражнение 2.2.Ответами будут следующие значения:

а) 22 + 24 = 101002       б) 26 – 1 = 1111112    в) 3 * 82 = 110000002

 

 

[назад]

Книжные новинки
Как сделать свой сайт и заработать на нем Е. Мухутдинов
Копилка
Рабочие программы
Проекты MS Office
Презентации
Открытые уроки
Экзаменационные билеты
Элективные курсы
Бесплатный soft
 Инструкции по ТБ
Подготовка к олимпиадам по информатике
Методика подготовки
"Золотые" алгоритмы
Простые задачи для начинающих
Олимпиадные задачи с решениями
Книги
Среда программирования
Обучение программированию на С++
Справочник по языку Pascal
Обучение
Подготовка к ЕГЭ
Создание сайтов
Уроки FrontPage
Уроки Word 2003
Создание игр на Delphi
Печатаем вслепую

Информация

Наши интервью
Книга почета
Курсы повышения квалификации
Электронная библиотечка
Книжная полка
Статьи
Полезные ссылки
Обратная связь

Конкурсы

Олимпиада
Фотоконкурс
VIP
Персональный раздел профессора
Макаровой Н.В.
Персональный раздел профессора
Смыковской Т.К.