Информатика в школе


Видео курсы для чайников фотошоп, joomla, wordpress, php, css 
  Главная  ●  Карта сайта
 
 

Как выразить физическую величину в других единицах

Борис Дмитриевич Курыкин, г. Волгоград

Высказать свое мнение по этой статье вы можете написав  письмо автору.

[к списку статей]  

Одной из трудностей при решении задач по физике является представление величины в необходимых единицах. Возможны различные приёмы «перевода» величины из одних единиц в другие.

Самый простой рассмотрим на примере.

Скорость 72 км/ч необходимо представить в «метрах в секунду».

1 км = 10 3 м, а 1 ч = 3,6·10 3 с. Далее поступим так:

Формула

Сложнее обстоит дело, если скорость дана в «м/с», а её надо выразить в «км/ч». Например, скорость 10 м/с надо представить в «километрах в час». Если пользоваться приёмом, показанным ранее, то необходимо вспомнить, что 1 м = 10 – 3 км, 1 с = 1/ (3,6·10 3) ч.

Далее следует:  Формула

Согласитесь,  эта процедура более сложная, чем предыдущая.  

Ещё пример. Давление в 2660 Па необходимо представить в «мм рт.ст.»

Известно, что 1 мм рт.ст. = 133 Па. В соответствии со смыслом, необходимо 2660 Па разделить на 133 Па. Получится 20, но без наименования. А где же «мм рт.ст.»? Приходится приписывать его «просто так», по смыслу.

 Чтобы при переводе из одних единиц в другие правильно получалось не только числовое значение, но и единица величины, можно воспользоваться «переводным коэффициентом». Переводной коэффициент показывает, сколько одних единиц данной величины содержится в другой единице той же величины.

В приведённом примере переводной коэффициент выглядит так:

Формула

Действительно: 133 паскаля содержится в 1 мм рт.ст.

Теперь при переводе получится не только числовое значение величины, но и наименование её единицы:

Формула

Примеры других переводных коэффициентов: 10 3 м/км; 10 4 см22; 10 3 дм33; 3,6·10 3 с/ч; 10 3 л/м3 (соотношение литра и кубического метра часто ставит в тупик даже студентов).

 1,38·10 – 23 Дж/К - знаменитая постоянная Больцмана – не что иное, как переводной коэффициент между двумя единицами энергии (или температуры) – «джоулем» и «кельвиным»; и это ни у кого не вызывает недоумения, а вот 10 – 3 м/мм выглядит непривычно.

На одном из зачётных занятий в бывшем Политехническом институте я спросил у студента: «Сколько метров в миллиметре?». Он взглянул на меня подозрительно  и уверенно ответил: «Ни одного!». Ему было невдомёк, что в одном миллиметре 10 – 3 метра.

Использование переводных коэффициентов позволяет не докапываться до смысла. Можно просто либо умножать переводимую величину на именованный переводной коэффициент, либо делить так, чтобы сократились «ненужные» наименования, и получилось «нужное».

Если при переводе скорости 72 км/ч мы случайно поделим на 10 3 м/км и помножим на 3,6·10 3 с/ч (такое бывает), «километры» и «часы» не сократятся и «метр в секунду» не получится. Что будет сигналом об ошибке.

Литература

1. Как решать задачи по физике: Методические рекомендации для слушателей подготовительных курсов. –Волгоград: Издание Волгоградского политехнического института, 1984.

2. Орир Дж. Физика: Пер.с англ.-М: Мир, 1981, с.15.

     Б.Д.К.      27 октября  2006    

[к списку статей]  

 

Книжные новинки
Как сделать свой сайт и заработать на нем Е. Мухутдинов
Копилка
Рабочие программы
Проекты MS Office
Презентации
Открытые уроки
Экзаменационные билеты
Элективные курсы
Бесплатный soft
 Инструкции по ТБ
Подготовка к олимпиадам по информатике
Методика подготовки
"Золотые" алгоритмы
Простые задачи для начинающих
Олимпиадные задачи с решениями
Книги
Среда программирования
Обучение программированию на С++
Справочник по языку Pascal
Обучение
Подготовка к ЕГЭ
Создание сайтов
Уроки FrontPage
Уроки Word 2003
Создание игр на Delphi
Печатаем вслепую

Информация

Наши интервью
Книга почета
Курсы повышения квалификации
Электронная библиотечка
Книжная полка
Статьи
Полезные ссылки
Обратная связь

Конкурсы

Олимпиада
Фотоконкурс
VIP
Персональный раздел профессора
Макаровой Н.В.
Персональный раздел профессора
Смыковской Т.К.